Close

24.01.2016

Игрушки для детей до года. Мнения и решения.

Рождаясь, ребенок приходит в совершенно незнакомый мир. Если сравнить новорожденного ребенка, и ребенка в возрасте года, то становится ясно, что малыш за этот год узнает и «переваривает»  огромное количество информации,  приобретает огромное количество навыков, привыкает к миру, в котором живет, начинает понимать как можно взаимодействовать с миром.

В процессе познания окружающего мира, важное значение имеет предметная среда, — то, чем ребенок окружен, на каких предметах он будет впервые «пробовать» какой он, этот окружающий мир.

 

 

Игрушки – это важная часть этой самой среды и средство для  познания мира. В современное время существует множество мнений психологов, педагогов, и даже врачей по поводу, казалось бы, такой простой и нужной вещи – наличии игрушек. Эти мнения бывают даже крайне полярными. Родители, конечно же, выбирают каждый то, что ему больше по душе, руководствуясь разными нюансами (активность ребенка и потребность в игрушках, желание занять его, освободив время для себя, развитие, материальное положение, дань моде – и такое бывает)

 

 

Хочу описать два мнения, абсолютно противоположных. Сразу скажу – я не люблю крайности, поэтому всегда стараюсь находить «золотую середину» и выбирать лучшие стороны из предложенного, учитывая индивидуальные потребности и особенности ребенка.

 

 

Итак, мнение 1:

 

Игрушки ребенку вообще не нужны.

Ему нужны мама и папа, играть он должен мамиными руками и своими частями тела. А по мере взросления, он должен взаимодействовать (пробовать) со всеми «взрослыми» предметами, которые его окружают. То есть, пробовать, «как мама» стирать в тазике, готовить в посуде, убирать веником или пылесосом. «Как папа» пробовать пользоваться ножом, молотком, сверлом/дрелью, и т. д. А именно, «игрушечные игрушки», будут даже мешать этому «освоению предметной среды». Как правило, родители, которые придерживаются таких взглядов, приобретают малышу только «развивающие игрушки».  Это могут быть книги, наборы сортеров, паззлов, обучающих карточек, и пр. В остальном, ребенок «играет» теми предметами, которые видит вокруг.

 

В этом есть рациональное зерно. Ведь на самом деле ребенок может в любой штуковине найти повод для игры, тем более, что мама и папа все время играют этими игрушками. Малыш с удовольствием гремит кастрюлями, бросает ложки, перебирает орехи, позже пересыпает крупы или переливает воду.  Это тоже прекрасно развивает и готовит к самостоятельному пользованию предметами быта.

 

С другой стороны сортер никак не «уложишь спать», не накормишь, к нему никак не захочется прижаться, и его к себе прижать тоже . Сортеру и пирамидке не будешь на ночь петь, и целовать их на ночь тоже не будешь. Вряд  ли ребенок «любит» эти игрушки. Скорее, ему интересно с ними. А эмоционально он к ним особо никак не относится. Но ведь это тоже развитие, и очень важное.

 

Уже к году, среди всех вещей, ребенок выделяет «любимчиков». Это могут быть и предметы (просто нужные ребенку, например, бусы) и игрушечные животные (кстати, не обязательно мягкие), и куклы (не обязательно только у девочек), и любимые машинки/самолетики/танчики (не обязательно только у мальчиков). Откуда возьмется все это «любимое» если его просто нет, как факта в обиходе?

 

Интересно понаблюдать за ребенком, который растет только с развивалками, когда он попадает в «игрушечную» среду. Зачатую, такие детки начинают играть с игрушками «как маленькие», восполняя потерянное время.

 

Позитивной стороной такого взгляда на наличие игрушек является тесный контакт со взрослыми, многие вещи делаются вместе, в процессе игры.

 

 

Мнение 2:

 

Игрушки нужны, много и разные.

Здесь имеется ввиду совсем не желанная «золотая середина», а крайность, желание родителей освободить себе время с помощью кучи игрушек, среди которой находится ребенок. Причем это и просто игрушки, и развивающие игрушки.

То есть, буквально: вот игрушки, — играй. 

 

Так выходит из-за того, что родителям ребенка некогда или скучно играть с ним в то, что они покупают. И они просто покупают и покупают, надеясь, что какая то из игрушек  увлечет ребенка. Она и увлекает, минут на десять, пока родители ее демонстрируют, а потом все. И получается, что «все есть», а ребенок этого всего как бы и не замечает.

1308388578_-

И получается, что вместо того, чтобы играть своей кучей игрушек, ребенок ноет, ползая за мамой и не давая ей ничего делать, или делает шкоду например.

 

Интересно, что попадая в среду, где играют игрушками (дети или дети со взрослыми), ребенок начинает увлеченно играть тем же, чего дома у него полно.

 

Конечно, есть дети более самостоятельные, которые могут длительное время действительно играть сами. Но это не значит, что им не нужны совместные игры. Ну и позитивная сторона мнения – ребенок учится самостоятельно играть.

 

 

 

Итак, рассмотрев оба мнения, можно подытожить. Ребенок развивается и получает удовольствие от игры и с предметами быта, и с игрушками. Главное не впадать в крайности и идти за ребенком. Если ребенок замечательно играется тазиком и поварешкой — пусть играет! А когда ему надоест, покажите ему игрушку, потанцуйте вместе с ней и ребенком. С помощью ролевых игр с игрушками можно мягче и быстрее научить малыша есть или ходить на горшок, или чистить зубки.

 

 

Да, игрушек должно быть много и разных. Вместе с этим еще раз хочу подчеркнуть индивидуальность ребенка: например, есть дети, которые теряются при виде огромного количества игрушек и им тяжело сконцентрироваться. Таким  деткам лучше предлагать игрушки по очереди. А есть дети, четко знающие, чего они хотят и выбирают они игрушку по душе и играют с ней. Один почти сразу возьмет и начнет возить сам, и тогда нужно «отползти тихонько в сторону и не мешать». А другой будет еще месяц требовать чтобы мама возила, а он помогал, или еще как-то. Нужно очень внимательно наблюдать, даже за совсем маленьким ребенком. Если наступил момент, что ребенок и игрушка уже в Вас не нуждаются, — то нужно не мешать.

 

 

Важно: Конечно, многие «заманухи» придуманы специально для того, чтобы увлечь ребенка и освободить маме время для домашних дел или работы. Здесь важно понимать, что если ребенок нуждается во внимании, то даже самой крутой игрушкой увлечь его будет невозможно. Потребность исчезает по мере ее удовлетворения. Поиграйте с малышом, пойте ему, носите на руках, показывайте, рассказывайте, дурачьтесь. И вы увидите, что вот он уже уполз заниматься своими делами и уже не ноет.

Напитанный маминой любовью, малыш с радостью предоставит вам время для дел. Кроме того, именно от мамы (или того, кто с ребенком) малыш учится играть, обращаться с предметами, развивает новые навыки. Поэтому важно проводить время качественно и приятно.

rebenok_igrushki-01

 

Развивающие игрушки «играются» с родителем. К самостоятельной игре переходим тоже по готовности конкретного ребенка. При занятиях развивающими игрушками обязательно поддерживать устойчивый эмоциональный контакт. Этим Вы закладываете «эмоционально положительный фундамент» для всей последующих занятий.

 

О том, какие игрушки, когда и для чего читайте в следующих публикациях :)

 

 

Читайте так же: Как играть с детьми от 6 месяцев

One Comment on “Игрушки для детей до года. Мнения и решения.

Ольга
15.07.2017 в 15:53

Пирамидка это очень познавательная и развивающая игрушка. Мы своей дочке купили в магазине mamakupi.ua.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *